На повестке дня – наружное освещение

≡ Рубрики: Строительство |Комментарии выключены

На повестке дня - наружное освещениеВ Киевском Дворце Спорта 9-12 сентября прошла международная специализированная выставка “Свет”, в которой участвовали около 60 фирм. Она показала, что пришло время взглянуть на вопросы освещения не только с утилитарных, но и с художественных позиций, поскольку технологии освещения резко продвинулись по пути качества, разнообразия и эстетики. Поэтому особенно актуален был проведенный в рамках выставки фестиваль “Архитектурный свет”, на котором были представлены примеры наружного освещения зданий (в фотографиях) и интересное для архитекторов оборудование для внутреннего и наружного освещения. Центральным событием фестиваля стали конференция “Тенденции архитектурного освещения XXI века” и “Круглый стол”. Внимание участников фестиваля сконцентрировалось на вопросах наружною архитектурного освещения: нового и стремительно развивающегося направления. Была сделана попытка охватить его принципы, возможности, тенденции и достижения. На конференции было рассказано о новых системах освещения и осветительных приборах, нормативных документах, опыте устройства освещения киевских объектов, об основных принципах выбора цветового и светового решения наружного освещения. Всего было представлено 8 докладов ученых, практиков, представителей фирм. Стратегии проектирования освещения Для чего делается архитектурное освещение? Ученые сошлись во мнении, что светоприемником является не глаз, не мозг, а природа человека и, в соответствии с этим, целью архитектурного освещения становится эмоциональная реакция человека. Ее добиваются, используя технические средства и руководствуясь определенными принципами. Прежде всего, принципы и методы освещения выбираются в соответствии с его назначением. Специалисты по освещению архитектурного факультета КНУСА различают утилитарное, декоративное и фантасмагорическое освещение. Для устройства освещения первого типа достаточно работы светотехника. Но решение освещения второго и третьего типа, когда создается художественный образ пространства, требует сотрудничества архитектора и светотехника. Архитектор ставит задачу, инженер находит ее техническое решение. Фирма “PHILIPS”, имеющая громадный опыт осветительных работ, при выборе принципов и методов наружного освещения учитывает его функции для различных зон и объектов: • магистрали и транспортная инфраструктура: обеспечение возможности четкой ориентации для водителей и пешеходов; • центральная часть города: создание неповторимого облика среды, эффектное освещение объектов; • жилые районы, пешеходные улицы: обеспечение безопасности, предупреждение о препятствиях; • индустриальные зоны: создание возможности для рабочего процесса, обнаружение препятствий; • спортивные и рекреационные зоны: создание условий в соответствии с требованиями объекта, например, аналогичных дневному освещению, или с выделением значимых элементов, подсветкой уникальных зеленых насаждений; • освещение архитектурных объектов: правильная цветопередача, выделение особенностей архитектуры, создание декоративных эффектов. Таким образом, при освещении города необходимо выделить его функциональные зоны, определить концепцию освещения в целом и для отдельных частей. Концепция наружного освещения участка города или объекта оформляется в “мастер-план”, объединяющий ее образное и техническое решения. Сегодня существуют программы, позволяющие подбирать варианты освещения на компьютере. В Украине 30% ДТП происходит в ночное время, в том числе 90% аварий со смертельным исходом. Внедрение современных методов освещения улиц снижает аварийность на 30%. По данным исследований в США, освещение улиц и дворов снижает уровень преступности в городе на 60-80%. Нормирование наружного освещения О нормировании искусственного освещения в Украине рассказал представитель КНУСА Е.А.Рейцен. Пока действуют ДСТУ 35-87 и СНиП, но в ближайшее время выйдут новые ДБН Б.2.3-5-2001 “Улицы и дороги населенных пунктов”, в которые включен раздел 7 “Наружное освещение городов”. В этом разделе впервые в странах СНГ появились требования по учету более интенсивного дорожного движения, которое сейчас зафиксировано в городах Украины, а нормы интенсивности освещения дорожного покрытия соответствуют международному законодательству. Кроме того, в документе нормированы требования к освещению в зависимости от интенсивности движения пешеходов, и требования к освещению тоннелей с учетом рекомендаций Международной комиссии по наружному освещению. Еще в 1999 году был практически готов проект еще одного ДБН: “Искусственное освещение улиц, дорог и железнодорожных переездов. Нормы проектирования, строительства и эксплуатации”. В его разработке, выполненной под руководством специалистов КНУСА, принимали участие многие известные украинские ученые и практики. Утверждение и издание этих ДБН планируется после выхода ДБН “Улицы и дороги населенных пунктов”, но очевидно, для их издания потребуется помощь спонсоров. В этих нормативах, среди прочего, впервые заложена идея создания генеральных планов освещения городов, включая все виды его функционального назначения. Как выяснилось на конференции, эта идея по замыслу перекликается с подходом к городскому освещению фирмы “PHILIPS”: создание комплексных “мастер-планов” освещения городов. Но наличие норм еще не означает реального улучшения освещения на улицах и дорогах. Для их реального внедрения необходимо соблюсти комплекс условий: предусмотреть требования норм в проектной документации по организации строительства и производства работ; обеспечить выполнение осветительных установок в соответствии с проектом; осуществлять эксплуатацию в соответствии с нормами. Например, в Киеве до прошлого года действовало распоряжение, требующее в ночное время суток отключать две трети светильников с целью экономии. Это требование ухудшало безопасность водителей и пешеходов. В Москве впервые в странах СНГ пошли по другому пути, известному на Западе еще с 1981 года: использовали электронную пускорегулирующую аппаратуру. Она позволяет в случае необходимости регулировать величину светового потока в процессе эксплуатации. В Киеве такого типа аппаратуры в установках наружного освещения пока нет. Технические новинки Сегодня в освещении происходят две революции: в технологиях создания света и в управлении светом. О некоторых из них было рассказано на конференции. Металло-галогенные светодиоды. Это изобретение в области полупроводниковой оптики активно заявило о себе в конце XX века. За последние 10 лет был достигнут 10-кратный рост характеристик светоотдачи таких светотехнических приборов, и они уже не уступают лампам накаливания по достижению яркости. При этом надежность осветительных приборов с применением металло-галогенных светодиодов теоретически бесконечна, их цветовой спектр не имеет “пробелов”, они имеют малые габариты, высокую виброустойчивость, качественную цветопередачу (коэффициент цветопередачи белого света — 80%), высокую продолжительность службы, в 3 раза большую (по сравнению с натриевыми лампами) экономичность и полную безопасность. При малом угле излучения свет виден на расстоянии 500 м. Ежегодно рынок полупроводниковой оптики увеличивается на 20%. Фирма “OSRAM” представила LED-модули на основе металло-галогенных светодиодов, которые соединяются между собой в необходимом количестве. Их можно использовать для внутреннего и наружного архитектурного освещения, в рекламе, ландшафтной архитектуре, дорожном сигнализировании и т.п. Прожекторы ближнего действия. Компания “Элотек” разработала и внедряет светильники нового поколения типа “Вектор” с применением экономных металло-галогенных ламп с керамической горелкой. Их особенность состоит в возможности точного направления светового потока из светильника по нескольким направлениям, без рассеивания света. Таким образом, в одном светильнике можно разместить несколько маленьких прожекторов. Это позволяет задавать при освещении ритм света и тени, освещать из одной точки несколько отдельных, по-разному ориентированных элементов зданий. Спектр освещения не меняется на протяжении всего срока службы ламп (100 тыс. часов —12 лет). Системы управления светом. В Киеве уже находят применение мощные программируемые системы, которые интегрируют в себе управление освещением целого здания, а также его охраной, вентиляцией, отоплением, что позволяет сэкономить до 70% электроэнергии. Все шире используются системы, которые накапливают свет и отдают его при появлении человека. Для ландшафтного освещения применяются лампы, к которым подключена солнечная батарея (фотоэлемент). С наступлением темноты происходит подключение к батарее, которая накопила энергию днем. Об оборудовании для управления светом рассказал представитель фирмы “Филипс-Украина”. Практика — ошибки освещения вокзала Технический директор фирмы “Мик Шорр” И.Погребняк рассказал об искусственном освещении реконструированного и нового вокзалов Киева. К сожалению, цельной концепции организации освещения вокзала не существовало: задания были розданы различным проектным организациям и генпроектировщика, который бы их объединил, не было. В проектировании участвовали: институт Типротранс” (освещение нового и пригородного вокзалов, контрфорса и служебных помещений старого вокзала); институт “Укрпроектреставрация” (все вопросы декоративного и архитектурного освещения старого вокзала); фирма “Свитлотехнология” (внешнее освещение старого вокзала); фирма “Свитанок” (подъездные пути и перроны) и другие фирмы (реклама, надписи и т.п.). Но все же общими усилиями нормативная освещенность была достигнута, удовлетворительно решены задачи функционального и декоративного освещения. В освещение отдельных элементов комплекса были заложены концептуальные подходы, которые, однако, не всегда осуществлялись. Сегодня из ошибок можно сделать выводы. Основная идея подсветки фасада старого здания — его мягкое выделение на фоне темного неба, акцентное выявление ритмически повторяющихся элементов, освещение территории с применением декоративных опор и кронштейнов, решенных в одном стиле. Это удалось осуществить только частично, опоры не сделали. Поэтому в зоне высадки пассажиров возле старого вокзала до сих пор совсем темно, что особенно подчеркивается ярко освещенным фасадом. Яркое освещение пригородного вокзала разрушило архитектуру здания в районе карнизов, а встроенные в землю мощные прожекторы опасны для пассажиров и приводят к постоянно движущимся беспокойным теням. Проектирование освещения церкви на площади возле Южного вокзала и освещения площади проходило раздельно, и в итоге они дублируют друг друга, а площадь получилась “переосвещенной”. Обсуждались и другие объекты города. Все признали, что Крещатик неплохо освещен, но излишняя яркость центральной части Майдана Незалежности “забивает” его мягкий свет. “Это уже фантасмагория”, — заметил один из участников конференции. Ученье — свет “Круглый стол”, который состоялся после конференции, спонтанно определил свою ведущую тему — образование в сфере архитектурного освещения. В XXI веке людям нужен новый свет, что вызвано изменениями в жизнедеятельности человека — по ночам города уже не погружаются в полный покой. Ранее архитектура была исключительно дневная, теперь за рубежом детально продумывают образ здания ночью. Технические средства более готовы к революционным изменениям, чем наука, нормативы и архитекторы. Как отметил старейшина украинских светотехников академик Г.Б.Бухман, “архитектурные советы, которые сегодня работают, не всегда улавливают те новые возможности, которыми располагает современная светотехника. Нужно новое поколение специалистов”. Но где их обучать? Первая кафедра светотехники в бывшем СССР была создана в Харькове в Институте коммунального хозяйства и там осталась учебная база для светотехников. В Университете гражданской авиации в Киеве открыта специализация “источники света и осветительные приборы”. Есть также инициатива КНУСА о введении интегрированной специальности архитектора с элементами “светоспециалиста”. Эта идея возникла еще в 1973 году, и до сих пор не воплощена. Но, прежде всего, должна быть определена концепция такого специалиста, а его обучение продлится несколько лет. Поэтому, может быть, следует сначала сосредоточиться на ликвидации безграмотности уже работающих архитекторов с позиций профессиональной переподготовки кадров, и обсуждать вопросы наружного освещения на семинарах в кругу ученых, практиков, проектировщиков, главных архитекторов городов. Необходимы также грамотные рекомендации по вопросам наружного освещения. Однако уже сегодня в КНУСА, на кафедре архитектуры гражданских зданий серьезно работают со светом. При кафедре создана лаборатория светоархитектуры. Результатом использования теоретических знаний, полученных в лаборатории, может послужить дипломная работа О.Кузминой “Виртуальная архитектура”. История создания этой работы была рассказана ее руководителем В.И.Ежовым. Сначала был задуман проект освещения всей ул.Владимирской, но, рассматривая отдельные градостроительные узлы улицы, авторы “споткнулись” на участке с фундаментами Десятинной церкви. И возникла идея решить спорный вопрос ее воссоздания методами голографии и световой архитектуры. Был разработан целый сценарий показа Десятинной церкви: деревянной, каменной и истории ее разрушения с проекцией фильма на стену соседнего жилого дома. И появилось название “Виртуальная архитектура”, что означает архитектуру теоретическую, несуществующую, но зримую. “Это абсолютное будущее в области архитектуры. Но через несколько лет появятся специалисты, которые будут делать такие объекты”, — заключил В.Ежов. И все же, “зачем все это светится”? Как было замечено за “круглым столом”, свет объединяет людей. Но, кроме того, за свечением стоят “определенные экономические силы”. Освещение своей “недвижимости” постепенно становится престижным. Пока с наступлением ночи города Украины погружаются во тьму, но с каждым годом наружному архитектурному освещению зданий будет уделяться все больше внимания. И прежде чем это случится, следует определиться, что освещать и как. Вопросы освещения памятников архитектуры уже неплохо изучены и опробованы. Специалисты фирм, внедряющих наружное освещение, активно используют приемы, принятые на Западе. Но необходимо создавать концепции освещения городов, разобраться, что освещать в жилых районах, в центре города, в промышленных комплексах. Своего освещения ждет ночной силуэт Киева. Наружное освещение нужно рассматривать и на архитектурных советах. В Москве несколько лет назад была принята специальная программа по ночному освещению, и теперь ни один проект не делается без соответствующего раздела. Ночное освещение создает реальность, альтернативную реальности, созданной солнцем. Вопросы освещения тесно связаны с вопросами психологии и физиологии, безопасности и экономики. Это накладывает на проектировщиков света особенную ответственность.
Строительство и реконструкция






Вы должны быть зарегистрированы чтобы писать комментарии.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Здесь оставьте свою мудрость

  • Реклама