Столица в условиях мирового кризиса

≡ Рубрики: Строительство |Комментарии выключены

Столица в условиях мирового кризисаТрадиционно в конце декабря первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, руководитель Комплекса экономической политики и развития города Юрий Витальевич Росляк встречается с журналистами, чтобы подвести итоги уходящего года и рассказать о перспективах развития Москвы в наступающем году. Такая встреча состоялась и в нынешнем декабре в Информационном центре правительства Москвы.
Во вступительном слове Ю.В. Росляк сказал:
«2008-й год характерен продолжением тех темпов роста основных показателей, которые достигались в последние как минимум 7 лет. Рост регионального ВВП составит 6,5 %. Мы продолжаем пока поддерживать и рост объема промышленного производства, несмотря на сложности, которые возникли сегодня в реальном секторе экономики.
Город сформировал достаточный объем финансовых ресурсов по бюджету, мы идем с перевыполнением показателей, которые были пересмотрены в сторону увеличения. А это значит, что город сумел обеспечить финансированием все социальные программы. Минимальный уровень зарплаты, прожиточного минимума, который реально сложился по итогам 9 месяцев 2008 года, – 6750 руб. С 1 декабря город ввел доплаты к пенсиям – сейчас ее минимальный размер для пенсионера на территории города Москвы составляет 1,5 прожиточного минимума. Остается в силе обязательство о выходе с минимальной пенсией на 2 прожиточных минимума, оно обеспечено финансовыми ресурсами. В течение года будет индексироваться объем доплат к пенсиям. Одновременно мы будем продолжать обеспечение роста благосостояния работников бюджетной сферы, а через трехстороннее соглашение в этом же направлении с нами будут работать промышленность и другие отрасли городского хозяйства.
С 1 января минимальная зарплата в Москве будет равна 8300 руб., с 1 мая мы должны выйти на уровень 8500, а с 1 сентября – 8700 руб.
Несмотря на все сложности размещения госзаказа на конкурентоспособных условиях, наша программа капитального строительства в 2008 г. будет выполнена: введено 2,5 млн. м2 жилья по городскому заказу, 100 детских дошкольных учреждений, обеспечено намеченное программой строительство жилья, школ, объектов культуры.
Особое внимание уделялось сооружению транспортного терминала во Внукове, в 2009-м году 1-я очередь будет введена в эксплуатацию, это даст аэропорту возможность увеличить перевозку пассажиров. Она приблизилась к 8 млн. Продолжается транспортное строительство и сооружение метрополитена, и мы не собираемся сокращать эти работы.
Можно достаточно уверенно сказать, что энергодефицит в городе окончательно преодолен, в этот зимний период проблем по энергомощностям не будет.
В 2009 году только на муниципальные нужды мы должны построить 2700 тыс. м2 жилья, из них более 1 млн. м2 на переселение из ветхого фонда. В бюджет на 2009–2011 годы заложен целый ряд статей, направленных на поддержку реального сектора производства, малого предпринимательства, чтобы обеспечить стабильность на территории города Москвы и в дальнейшем, в том числе оздоровление экономики реального сектора.
Даже в период кризиса нужно заботиться о завтрашнем дне, создавать условия для реновации, для перехода промышленности Москвы на новый путь развития. Сейчас завершается разработка стратегии развития города до 2025 года, в ее составе определены основные направления: поддержка науки, инноваций во всех отраслях. И поэтому мы активно продолжаем развитие нашей особой экономической зоны – Зеленограда. Уже 20 резидентов приступили к строительству своих лабораторий, помещений. Это конкурентоспособные секторы нашей экономики и промышленности.
Завершено тарифное регулирование в городе. Тарифы просчитаны по среднесрочному плану развития ЖКХ, они учитывают реальный уровень цен, который складывается в энергетике и транспорте, снижение затрат на топливо, цемент и целый ряд других расходных материалов. Вместе с тем есть объективная потребность во вводе новых мощностей.
Что происходит в метрополитене? Мы повысили стоимость проезда, но не надо забывать, что в 2009 году будут введены новые линии в Митино, Марьину Рощу, а увеличения числа пассажиров практически не произойдет.
Главное – все, кто нуждается в поддержке, имеют ее – в Москве самый низкий порог субсидирования ЖКХ платежей – если он превышает уровень совокупного дохода семьи, автоматически включается система субсидий; мы не полностью платим за тепловую энергию, бюджет постепенно включает компенсации за нее; продолжится работа по реконструкции жилого фонда, утепляются фасады, устанавливаются автоматически регулируемые системы отопления и т.д.
Финансовое обеспечение программы завершено, бюджет принят городской Думой в третьем чтении и будет обсуждаться на заседании правительства города».
Далее Ю.В. Росляк ответил на вопросы журналистов.
Вопрос: Какую помощь город окажет тем, кто потеряет работу? Какого уровня может достичь безработица? Эксперты дают неутешительные прогнозы.
Ответ: Идет перераспределение кадров в экономической и других сферах Москвы. У нас переизбыток рабочих мест, и он будет поддерживаться, чтобы люди имели возможность устроиться на другую работу. Будет жесткий контроль за обоснованностью тех или иных сокращений. Одновременно будет осуществляться контроль за уровнем заработной платы. Будем создавать условия для малого бизнеса и предпринимательства. В составе комиссии по финансовому мониторингу работает отдельная рабочая группа, которая должна регулировать вопросы занятости. Москвичи должны быть обеспечены работой в первую очередь.
Вопрос: Какие основные проблемы мешали выполнению планов по строительству жилья?
Ответ: Проблема одна – сложность в подготовке территорий. Есть дефицит площадей под строительство жилья, детсадов. Мы боремся за каждый квадратный метр земли. Занимаемся перебазированием предприятий. Было бы просто построить жилье в Щербинке, но мы полгода занимались дрязгами, пока не убедили, что это земля – московская. Такие проблемы сдерживают темпы реализации программ. Есть трудности, связанные с несовершенством законодательства.
Важный вопрос – активное развитие ипотеки. Социальная, одноуровневая ипотека дает возможность на гарантированных условиях приобрести жилье в рассрочку, и не по рыночной, а по гарантированной цене государственного заказа. Это дало бы возможность загрузить работой строительные организации. Нам нужно решать эту проблему.
Вопрос: Программа капремонта жилья до 2014 года финансируется только за счет бюджетных средств? А через 25 лет кто будет платить за такой ремонт? И второй вопрос: будет ли увеличено федеральное финансирование строительства дорог?
Ответ: В городе было принято решение – с учетом того, что с советского времени осталась задолженность перед теми, кто приватизировал жилье, по доведению его до нормального технического состояния, этот долг нужно выполнить. В 2008 году отремонтировано 2 млн. м2. Программа будет продолжаться до 2014 года. Если нужно будет подкорректировать, то продлим сроки. И после этого дом должен быть принят под ответственность товарищества. Нужна будет накопительная система, чтобы в процессе амортизации жилья собирать средства для проведения плановых мероприятий. Управляющие компании должны оказывать помощь. Тех, кто нуждается в соцзащите, государство будет поддерживать.
Очень надеемся, что принципиальные договоренности об участии Правительства РФ в решении транспортных проблем будут реализованы. Материалы подготовлены, стратегии согласованы со всеми министерствами, кроме министерства финансов, которое не считает, что нужно вкладывать в транспортные узлы деньги федерального бюджета: Москва, мол, сама справится. Но ведь Москва – это распределительная система для всей европейской части России. Посмотрите на МКАД, посмотрите, сколько железнодорожных грузов идет и растаможивается на территории города. Москва не только для своих нужд использует эти дороги. Свои обязательства вложить в решение транспортных проблем более 700 млрд. руб. мы за 7 лет выполним. На 2009 год эти средства минимизированы. Мы ждем, что найдется другой источник финансирования, чтобы справиться с программой.
Вопрос: Почему так резко подняли тарифы на проезд в метро?
Ответ: Все зависит от баланса расходов метрополитена. 12 км нужно будет ввести в следующем году, а доходов метрополитену это не прибавит. В связи с либерализацией рынка электроэнергии произошел рост тарифов для метрополитена, а электроэнергия – это основной его расход.
Вопрос: На какие услуги ЖКХ поднимаются тарифы? Если падает цена на нефть, почему они растут?
Ответ: Все компании, которые предполагают обеспечивать нас услугами, декларируют свои расходы, и они регулируются через Комиссию. В тарифах учтена стоимость основных энергетических ресурсов. Газ не дешевеет, его цена будет повышаться. Есть необходимость реконструкции наших коммунальных сетей. Москва – это единственный город, где канализационный сток обезвоживают механически. Одним словом, принятый уровень тарифов необходим для поддержания и выполнения всех работ. Их рост – на 27 % к показателям прошлого года. По газу – 25 %, самый высокий рост по тепловой энергии – на 29 %, это связано с развитием сетевого хозяйства для обеспечения его надежности.
Вопрос: Когда москвичи перейдут на 100 %-ю оплату ЖКХ?
Ответ: Такую цель мы не ставим. В 2009 году дотация будет сохраняться.
Вопрос: Какая инфляция ожидается в Москве по итогам года?
Ответ: На потребительском рынке города она развивается более низкими темпами, чем в целом по РФ. Тут играет роль ряд факторов: вовлечение конкурентных принципов, система дотирования и т.д. Мы реально уложимся в 13 %. Но в материальной сфере инфляция значительно выше. В ценах цемента, металла этот уровень составлял 23 %. Но есть тенденция к снижению, она учтена в наших тарифах. Нашу работу контролирует Федеральная служба по тарифам, с которой мы взаимодействуем и получаем более выгодные предложения через систему торгов и аукционов.
Вопрос: Каков долг Москвы, как он структурирован? И какой объем средств будет направлен на бюджетное кредитование в 2009 году?
Ответ: Мы не можем ничего направить на бюджетное кредитование, потому что у нас такого права нет, мы просим его восстановить. Единственный, кто против, – Минфин. Мы готовы были направить до 30 млрд. рублей. По долговым обязательствам ситуация спокойная, сегодня наш уровень долга не превышает 10 % от реального бюджета. Дефицит на следующий год – менее 100 млрд. руб., этот долг спокойно обслуживается бюджетом. Порядка 500 млн. евро в этом долге – долгосрочные обязательства, поэтому никаких проблем с обслуживанием и погашением нашего долга не существует.
Вопрос: Москва всегда заботилась о военнослужащих. Планируется ли выдерживать те же темпы обеспечения их жильем?
Ответ: Вы знаете, что город полностью рассчитался по обязательствам, которые Ю.М. Лужков давал президенту по строительству жилья для военнослужащих. Реализуется программа жилищных сертификатов, которые выделяются уволенным в запас. При сегодняшней стоимости сертификата в 36 тыс. руб. мы представляем жилье, которое городу обходится в 48 тыс. рублей. Это фактически доплата каждому военнослужащему, который получает жилье через эту систему. Плохо другое – сертификатов выдается в год только 62. А на учете стоят 263 семьи. Мы могли бы за один год всю эту очередь ликвидировать.
Вопрос: Государством будет выделена большая сумма на поддержку региональных бюджетов. Москва претендует на какую-то долю из этой суммы?
Ответ: Вы что, хотите нас обидеть? Наш бюджет имеет соответствующую подушку. Нам нужно другое: дать возможность мобилизовать наши внутренние резервы, чтобы преодолеть этот достаточно сложный период. Но в Минфин мы не пойдем просить.
Вопрос: Как будет действовать городская программа поддержки малого и среднего бизнеса в условиях кризиса?
Ответ: Мы продолжаем все программы, которые связаны со строительством технологических центров и технопарков, у нас по-прежнему работает венчурный фонд, система гарантий за кредиты, которые привлекаются малым бизнесом, и т.д. То есть все эти формы имеют финансовое обеспечение и будут реализовываться на территории города Москвы.
Вопрос: Считаете ли Вы, что в связи с кризисом повысится интерес к рабочим профессиям? И следующий вопрос: москвичи беспокоятся, что возрастет преступность в связи с тем, что многие мигранты потеряют работу?
Ответ: Я не исключаю, что сегодняшнее состояние на рынке труда может повысить такой интерес. Сегодня рабочая специальность существенно отличается от нашего стереотипного понимания качества и интеллектуального потенциала в этом труде. На том же заводе «Салют» на станках – обрабатывающих автоматизированных комплексах – работают люди с высшим математическим образованием. И заработную плату получают, соответствующую уровню их образования и качеству выпускаемой продукции. На лопастях, которые делают на этом комплексе, потом летают самолеты. То есть переосмысление ценности труда в нынешних условиях неизбежно произойдет.
С точки зрения обеспечения безопасности мы должны сделать все необходимое, чтобы те, в ком сегодня не нуждается наша городская экономическая система, возвращались к себе на родину, а не оставались здесь, чтобы увеличивать уровень преступности. А чтобы повысить качество службы в милиции, принято решение о целевом повышении зарплаты в органах внутренних дел, с тем, чтобы туда приходили достойные люди, которым мы можем доверить свою безопасность.
Вопрос: Появилась идея взимать с работодателей деньги за привлечение иностранной рабочей силы. Она реализуется?
Ответ: Это не идея, а реальное предложение. Иностранный специалист – человек, за которого нужно заплатить. С целым рядом республик уже есть договора, в том числе с Киргизией. Благодаря такой плате будет повышаться ответственность. На эти средства можно также создать специализированные рабочие места для инвалидов. Я забыл еще одну важную цель, которую мы заложили в программе, – «город равных возможностей». Это 5 млрд. рублей для создания условий доступности ко всему людям с физическими ограничениями.
Вопрос: Намерен ли город выкупать у застройщиков жилье оптовыми партиями, в каком объеме и по какой цене?
Ответ: Мы переходим на открытые аукционы по приобретению жилья для госзаказа. Объем закупки, который собираемся осуществить до конца 2008 г. и в первом квартале 2009 г., – 500 тыс. м2 жилья. Предложенная нами цена – объективная и обоснованная – 65 тыс. руб. за м2. Жилье обеспечено инженерной и транспортной инфраструктурой, готово под заселение. Это один из источников выполнения социальных программ.
Подготовила Н. ФЕДОРОВА
Фото С. МИХЕЕВА






Вы должны быть зарегистрированы чтобы писать комментарии.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Здесь оставьте свою мудрость

  • Реклама