Строгая романская и нарядная барокко.

≡ Рубрики: Архитектура |Комментарии выключены

Самые древние металлические решетки встречаются в культовых сооружениях Англии, Франции и Италии – по сравнению с церковной светская архитектура стояла на значительно более низкой ступени развития.
Романские решетки ХI-ХII веков собирали из вертикальных прутьев; промежутки между ними заполнялись симметрично расположенными плоскими спиралями, четырехлепестковыми листьями клевера и другими узорами, не выходящими за пределы рамы решетки. Рамы изготовляли из плоских четырехгранных прутьев, соединенных с помощью связей и стальных прутьев.
В готическую эпоху помимо монументальных церковных оград из железных прутьев ковали и тонкие изящные решетки для дарохранительниц. Растительный орнамент часто золотили для усиления декоративного эффекта.
Настоящий расцвет кованых решеток в гражданском строительстве относится к эпохе Ренессанса. В Италии широко разворачивается строительство особняков для знати – такой размах приводит к экономическому и политическому кризису, охватившему эту страну в XVI веке. Темпы городской жизни ослабевают, и представители высшего дворянства уединяются в загородных резиденциях. Появляются необыкновенной красоты ограды, решетки для балконов и перегородок внутри дома, многообразные декоративные элементы для украшения частных садов и парков.
Исходным материалом для изготовления решеток обычно служили четырехгранные, круглые и тонкие плоские прутья, а также железные полосы. В эпоху раннего Ренессанса украшениями служили спираль, волюта, плетенка и саблеобразные листья. Прутья, как правило, увенчивали по-разному моделированным листом. Решетку обрабатывали равномерно – не существовало таких понятий, как парадная и тыльная сторона.
Постепенно декор становился все более сложным: решетку украшали цветы и листья, бюсты и фигуры, которые штамповали либо отливали. Наряду со старыми способами соединения элементов решетки (с помощью связей и сквозных прутьев) со временем стали использовать сварку. Решетки окрашивали в яркие цвета, эта традиция сохранялась и в последующих стилевых эпохах вплоть до классицизма.
Решетки становились все более популярны: они давали возможность достичь невиданного доселе эффекта – каждый мог полюбоваться со стороны улицы богатым особняком, а хозяин при этом чувствовал себя защищенным. Кроме того, лучшие образцы сами по себе были настоящими произведениями искусства.
Динамизм, свойственный эпохе барокко, упразднил статические вертикали рамы решетки, и на первый план выступили сложные подвижные орнаменты. Побеги аканта, пальметты, картуши, волюты, цветы и листва чередуются друг с другом, представляя великолепные запутанные заросли. Нельзя не упомянуть об исключительном эффекте перспективных решеток. Благодаря особому расположению решетчатых ворот, приближающемуся зрителю кажется, что перед ним открывается проход в глубину, замыкаемую порталом.
В эпоху рококо решетчатый орнамент становится филиграннее, исчезают последние признаки члененности и симметрии. Безостановочное движение побегов, гирлянды листьев, цветов и другие мотивы разрушают единую плоскость решетки и выходят за ее пределы.
К концу XVII века горизонтальные и вертикальные линии возвращаются на свои места, архитектоника решеток вновь становится строгой и ясной.
В РОССИИ начиная с XVII века в крупных городах разворачивается строительство дворцово-парковых ансамблей, и многие кузнечные мастерские переходят на изготовление больших и малых оград. Старые русские мастера не только отлично знали технологию, но и обладали большим художественным вкусом. Созданные ими ограды и решетки не терялись на любом фоне, были выразительны в архитектурном окружении и производили впечатление как вблизи, так и на расстоянии.
Интересно, что уже с XVII века кованые железные изделия все чаще вытесняются литыми чугунными. Но и в чугунном кружеве узоров есть своя необъяснимая прелесть. В руке талантливого профессионала – будь то кузнец или литейщик – любой металл становится “ручным” и позволяет “лепить” изделие тончайшей вязи.






Вы должны быть зарегистрированы чтобы писать комментарии.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Здесь оставьте свою мудрость

  • Реклама