Хрустальный дворец?Это для вас!

≡ Рубрики: Новости |Комментарии выключены

В наш век слова «прозрачный» и «открытый» приобрели исключительно положительный смысл. Мы стремимся к «прозрачной» экономике, боремся за открытые отношения с близкими, друзьями, партнерами, окружающим миром. Подобное стремление к всеобщей открытости не могло не отразиться и на подходе к современному жилому пространству – сегодня знаковым для архитектуры является стекло.
Хрустальный дворец – уникальный и неповторимый
Стеклянные дома, дворцы и офисы – явление в нашу эпоху весьма распространенное, однако когда в 1851 г. английский архитектор Джозеф Пакстон решил возвести в Лондоне стеклянный павильон для намечавшейся Всемирной выставки (кстати, первой в истории), то многие посчитали его сумасшедшим. Впрочем, тогдашние технологии изготовления металлических конструкций уже позволяли делать огромные пролеты, а потому амбициозный проект удалось претворить в жизнь. Хрустальный дворец поражал воображение современников, хотя его параметры внушают уважение и сегодня – длина 564 м, высота 33 м, площадь около 100 тысяч метров. За его стенами смогли с удобствами разместить более 14 тысяч экспонатов, представляющих новейшие достижения технологической мысли. Разумеется, Хрустальный дворец моментально превратился в один из символов Лондона. После того, как Всемирная выставка закончилась, его собрали на новом месте. Идея оказалась весьма заразительной – и по всему миру стали появляться постройки, возведенные по тем же принципам, что и он. Так в нашем городе – это Пальмовая оранжерея Ботанического сада и оранжерея Таврического сада.
Пока еще полупрозрачный дом
С момента постройки Хрустального дворца стекло стало активно использоваться в архитектуре – окна и витрины делались все больше и больше, однако делать дом со стеклянными стенами долгое время никто не спешил. Все-таки столетие назад чрезмерная открытость считалась вульгарной и шокирующей. Прорыв произошел в 1931 г., когда Пьер Шаро, Бернар Бижвэ и Луи Дальбэ возвели для своего заказчика доктора Дальзаса в Париже дом со стеклянными стенами, который так и называется – Стеклянный дом. Основа дома – железные конструкции, скрепляющие полупрозрачные стеклоблоки – все-таки полностью представить «за стеклом» жизнь докторского семейства так и не решились. Дом и поныне прячется в старом парижском квартале от излишне любопытных взглядов.
Совсем прозрачный
От полупрозрачного дома до полностью прозрачного дома всего один шаг. Наиболее заметным он получился у знаменитого архитектора Людвига Миса ван де Роэ, построившем в 1946-1951 гг. в Иллинойсе дом с полностью прозрачными стенами, получивший название Фарнсуорт-Хаус. Его заказчицей стала Эдит Фарнсуорт, очень известный чикагский хирург. Дом располагался в потрясающе живописном месте, выходя одной стороной на берег реки, а остальными – на красивый лиственный лес. Немудрено, что обладательница столь стрессовой профессии захотела получить возможность расслабиться, наблюдая за природой. И Людвиг Мис помог ей в этом: здание представляет собой полностью остекленный каркас, напоминающий по форме вытянутый параллелепипед. Он приподнят на специальной платформе на стойках над уровнем земли, чтобы при половодье дом не заливало. Внутри дома нет никаких перегородок – он представляет собой одну огромную комнату, распахнутую во внешний мир. Исключение – отгороженный внутри дома санузел и подсобное помещение. Все коммуникации, необходимые для жизнеобеспечения дома, спрятаны в пол. Сейчас в доме располагается музей, а сам дом объявлен памятником архитектуры.
Стекло в массы…
Надо заметить, что Фарнсуорт-Хаус был не единственным достижением Людвига Миса на почве «остекления», ибо Людвиг Мис прославился как один из первых создателей знаменитых на весь мир остекленных американских небоскребов. В своей работе он руководствовался парадоксальным девизом «Меньше – значит больше», что на практике воплощалось в минимизацию использованных выразительных средств для получения максимально большой площади, пригодной к использованию. Так появляются его небоскребы – огромные стеклянные параллелепипеды, чьи фасады равномерно разделены металлическими стойками. Самым известным из его построек такого рода является чикагский небоскреб Сигрэм-билдинг.
Стеклянные постройки наших дней
В наши времена полным остеклением зданий уже никого не удивишь. Подобные постройки стали частью привычного для глаза вида любого современного мегаполиса, а потому современные архитекторы удивляют уже не просто остекленными зданиями, а их интересными формами.
Так совсем недавно в аэропорту австрийского города Зальцбурга приземлилась… настоящая летающая тарелка. «Гостья из будущего» корпус Hangar 7 представляет собой эллипсоид очень сложной формы – естественно, полностью остекленный. Перед его архитектором Фолькмаром Бюргсталлером стояла интересная задача: он должен был создать культурно-развлекательный центр, основной архитектурной темой которого стало бы небо и авиация. Использование стекла помогло прекрасно справиться с этой миссией – в любую погоду сквозь стеклянную кровлю здания и его стены посетители могут наблюдать за взлетающими и садящимися самолетами. Они не только выполняют роль экспонатов, а как бы становятся своеобразными декорациями для дома, обращенного в небо.
Еще один интересный «стеклянный» проект – это здание Пекинской оперы, чье сооружение было закончено в 2008 г. На площади Небесного спокойствия по проекту архитектора Поля Андрю возникло новое архитектурное чудо – удивительная стеклянная капля. Вход в здание расположен на берегу озера и соединен с театром подводным тоннелем длиной около 100 м, воплощающим по мысли архитектора определенную философскую идею – каждый проходящий по тоннелю должен перед входом в театр освободиться от груза повседневных забот.
Секрет популярности
В чем же секрет такой востребованности стеклянной архитектуры? Конечно же, в самих свойствах этого волшебного материала, умеющего пропускать сквозь себя солнечный свет и не искажать картину окружающего мира. Только сидя в «стеклянном доме» да еще расположенном где-нибудь в живописном природном уголке можно ощутить полное слияние с природой, ведь ни одно окно в мире не способно дать вам забыть, что вы находитесь вне домашних стен.
Однако помимо чисто эстетических причин, к распространению стеклянных домов ведут и причины чисто прагматического свойства, как, например, возможность существенной экономии на освещении. Последнее обстоятельство чрезвычайно актуально для жителей северных стран, не избалованных обилием солнечных деньков.






Вы должны быть зарегистрированы чтобы писать комментарии.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Здесь оставьте свою мудрость

  • Реклама