Ремонт в загородном доме

≡ Рубрики: Строительство |Комментарии выключены

Ремонт в загородном домеС приходом летнего сезона каждый, кто то строит или ремонтирует загородный дом … Некоторые климатические условия оказывают такое разрушительное действие на жилые дома, что с ними неизбежно приходится считаться. Так, например в высоко лежащих альпийских долинах, где снег достигает в продолжение четырех или пяти месяцев в году более метра вышины, жителям поневоле пришлось принять решительные меры предосторожности от этого бедствия. Поэтому швейцарские шалэ, как мы видим, установлены на четырех каменных столбах высотой больше метра, которые поднимают пороги дверей выше уровня снега и позволяют ему растаять, не проникая в дом; или же в этих шалэ первый этаж выполнен из массивной каменной кладки, а над ним расположен выступающий жилой этаж, представляющий собой деревянную постройку или, вернее, постройку из бревен, уложенных одно над другим, как ряды каменной кладки, и соединенных на углах посредством врубок. Проходят века, а строительные приемы не меняются, ибо в этих краях власть климата очень сильна.
Если климатические условия важно учитывать в городах, то с тем большим основанием нужно считаться с ними в сельской местности, где изолированные здания еще больше подвержены непогоде, где ремонт связан с трудностями и часто не может быть выполнен своевременно.
Разумеется, что я говорю здесь только о даче, а не о хорошем солидном доме или замке.
Но лучшим защитным устройством, требующим наименьшего ремонта, являются крыши, края которых достаточно выступают, чтобы не давать дождю забрызгивать стены, а солнцу нагревать слишком сильно всю их поверхность; ибо в стену, даже выложениную из тесаного камзя, толщиной от 0,40 до 0,50 м, сильно нагретую солнцем, очень глубоко проникает сырость от грозового ливня. Часть этой влаги, ближайшая к поверхности быстро испаряется наружу, но часть ее, проникающая до середины толщины стены, пробирается внутрь. Я часто видел через три или четыре дня после сильной грозы стены, вполне просохшие и пыльные снаружи, тогда как внутри обои были мокры.
К тому же нужно учитывать природу применяемых материалов. Из камней лучшими, пожалуй, являются мягкие известняки, так как они, именно благодаря своей пористости, быстрее просыхают на большую глубину. Песчаники, наоборот, даже при толстых стенах сохраняют значительное количество влаги, которая постоянно выпотевает вовнутрь. Очень плотные материалы, например так называемые холодные известняковые породы, отличаются серьезными недостатками; чем выше температура наружной атмосферы, тем более холодными и сырыми делаются эти камни внутри здания.
Кирпич представляет собой, пожалуй, один из лучших материалов, пригодных в данном случае, особенно если стены повсюду толще длины одного кирпича. Что касается штукатурки, то известковые растворы сохраняются на открытом воздухе значительно лучше, чем гипс, но зато и лучше проводят сырость. Эта штукатурка на известковом растворе должна быть хорошо защищена, только тогда она не разрушается, и если она правильно наложена, то чем он старее, тем она делается лучше.
В сельской местности фахверковые деревянные стены из дуба или даже из ели, открытые и имеющие достаточную толщину, когда они защищены крышей, а заполнения сделаны из кирпича, отлично противостоят холоду, сырости и жаре, особенно при наружной облицовке, главным образом горизонтальных частей, гонтом или шифером или даже дранками внахлестку, так как ски только в горизонтальных частях сохраняют сырость, задерживаемую их волокнами.
Что касается кровель, то черепица всегда предпочтительнее вiифера, который хорош лишь тогда, когда имеет достаточную толщину. Я не говорю о цинке, так как для сельских домов это самый плохой кровельный материал, поскольку он плохо выдерживает напор ветра, трудно поддается ремонту и не защищает чердачных помещений ни от холода, ни от жары.
Из всех этих отдельных замечаний можно сделать следующий вывод: чтобы создать для загородного дома наилучшие условия и с точки зрения здорового жилища и с точки зрения сохранности самой постройки, нужно приложить все старания к обеспечению ровной и сухой температуры внутри дома, независимо от наружных атмосфервых условий. Для достижения этого результата прежде всего необходимо изолировать, насколько это возможно, жилой дом от наружного слоя почвы; вторым условием является наиболее полная защита стен, чего можно достигнуть, придав им достаточную толщину и выбрав для них подходящий материал, в зависимости от климата и ориентации.
Размечая окна в загородных домах, приходится считаться с иными условиями, чем в городе. В городе окна редко получают прямой горизонтальный свет; напротив домов, по другую сторону улицы, стоят другие дома, и поэтому свет провикает сквозь отверстия оконных переплетов только под углом в среднем в 45°; следовательно, необходимо предусмотреть относительно большие окна по сравнению с величиной комнат, и оконные переплеты должны занимать возможно меньшую площадь. Кроме того, в городе заполнения светопроемов редко страдают от сильного ветра; дома там защищают друг друга наподобие ширм; воздух не отличается той всепроникающей подвижностью, как тот воздух, который мы вдыхаем в полях. Поэтому рамы оконных переплетов могут иметь большие размеры в городских домах. Случайное повреждение можно быстро тючинить. Иначе обстоит дело за городом; там нет под руками квалифицированных рабочих, там не нужны большие широко открывающиеся застекленные поверхности; лучше, чтобы они были небольшими и лишь в том количестве, какого требует необходимость. Англичане отлично учли это требование в своих пригородных домах, и у них оконные переплеты очень удобно устроены. Даже в выступающих застекленных лоджиях, которые они присоединяют к фасадам своих домов, предусмотрено множество рам, которые можно открывать по частям или все сразу, в зависимости от желания, У нас также существовало подобное устройство в домах – до ХVII века, когда мания величественности заставила применять повсюду только двустворчатые оконные рамы, которые так неудобно затворять и отворять; эти рамы, если их размеры несколько велики, коробятся, особенно от жары и сырости, и перестают функционировать. Отворяя их, чтобы подышать воздухом в жаркую ветреную погоду, нельзя оставаться в комнате из-за порывов ветра; если же они закрыты, то духота невыносима. В загородных домах настоятельно рекомендуются маленькие рамы. Необходимо, кроме того, чтобы каждая рама имела свой внутренний ставевь на случай резкого холода и наружное устройство (жалюзи), защищаюцее от солнечных лучей и сильных порывов ветра во время града и снега, так ках от этого могут пострадать стекла.
В загородных домах необходимы калориферы, чтобы помещения были сухими зимой и не появлялось выпотов, вызываемых таянием снега; но этим и должна ограничиваться их роль. Во всех комнатах должны быть поставлены хорошие камины, так как за городом огонь в камине часто необходим даже летом; когда возвращаешься разгоряченным и вспотевшим после длинной прогулки, во избежание простуды полезно бывает отдохнуть у камина. Эти камины должны быть обширны, высоки и устроены так, чтобы в них можно было быстро разжечь яркое пламя. Они должны быть снабжены заслонками, чтобы зимой сырой наружный воздух не проникал через их трубы в комнаты.
В деревне, еще более чем в городе, нужно избегать звукопроводности полов. В городе беспрерывное уличное движение заглушает шумы внутри дома; иначе обстоит дело на даче, куда едут отдыхать в тишине и где слышится малейший звук. Следовательно, необходимо при металлических междуэтажных перекрытиях делать, помимо заполнений между металлическими балками, подшивку по лагам, оставляя внутри промежуток. При деревянных же междуэтажных перекрытиях необходима, кроме указанной подшивки, хорошо выполненная смазка, а по ней нужно укладывать водоросли или болотные камыши, залитые гипсом, во избежание легкого возгорания. Но лучшей мерой, почти уничтожающей звукопроводность полов, являся следующая. Нужно просто уложить по лагам на толстом слое клея, перед тем как прибивать к ним паркет, полосы грубого войлока, изготовляемого теперь по очень дешевой цене для кровель временных построек. Это невозможно совместить с паркетами в елочку, но не представляет никакой трудности в случае английских паркетов, т. е. продольной укладки. Но необходимо остановиться несколько подробнее на конструкции полов в загородных домах. Кроме тех случаев, когда дом стоит невдалеке от какого-нибудь большого металлургического завода, металлические междуэтажные перекрытии пока еще обходятся в сельской местности очень дорого; к тому же невозможно найти рабочих. которые выполнили бы их надлежащим образом, их нужно привозить из Парижа или другого крупного центра; приходится устраивать специальную кузницу все это сопряжено с большими расходами. Если нехватает какой-то нужной части, проходит много времени, пока ее доставят. Во франции далеко не повсюду можно получить дуб, пригодный для изготовлении полов. В южных, в части западных и в центральных провинциях можно получить только ель. Впрочем, этот материал превосходен для данной работы при условии, что дерево не покрывают гипсовой обмазкой или раствором и избегают тех видов сопряжений, для которых ель недостаточно прочна. Я видел деревянные еловые полы, которые имели давность в три-четыре века и были еще превосходны; но это дерево было оставлено открытым. Можно придать еловым полам значительную прочвость применяя систему, которую полезно указать, так как она освящена многолетним опытом. Большие элементы из елового дерева дают глубокие, часто опасные трещины. Поэтому предпочтительнее применять это дерево кусками небольшого размера. Из досок толщиной в 0,05 и даже 0,042 м делают вполне прочные полы, для этого достаточно прибить гвоздями полосы листового железа (толщиной самое большее в 0,001 м) к одной стороне каждой доски, загнув эти полосы на 0,25 м по верхней грани, как это показано на перспективном черт. А. Эти полосы обручного железа не должны доходить до нижней грани на 0,04 м. Чтобы прибить их к доскам, нужно сначала пробить в них пробойником дыры. Гвозди нужно взять длиной в 0,07 м, чтобы загнуть их приблизительно на 0,02 м с другой стороны. Ввиду того что полосы железа не всегда имеют длину досок, нужно прибивать их внахлестку приблизительно на 0,10 м.
Укрепленные таким образом доски соединяются посредством болтов по две, сторонами покрытыми обручным железом, вовнутри. По бокам прибиваются бруски С, а снизу – рейка d. Эти балки, уложенные на расстоянии в 0,40 м между их осями при пролете в 7 м, могут нести большие нагрузки чем обычно приходится выдерживать полам в жилом доме. По этим брускам укладывают квадратные гипсовые плитки D толщиной от 0,04 до 0,05 м или квадратные плитки из обожженной или даже замешанной с соломой глины, если нет другого материала. Эти квадратные плитки укрепляются на гипсе при помощи клинышков с и валиков f. На балках укладывают лаги Е, пришивая их вкось хорошими гвоздями, как это показано в g. Кроме того, поверх каждых двух балок кладут гонт или камыш и слой гипса или глины, смешанной с соломой с обмазкой швов h вдоль лаг. После этого прибивают паркет к этим лагам, приняв вышеупомянутьте меры против звукопроводности полов.*
Но в полах в жилых комнатах необходимо предусмотреть устройство раскрепленных отверстий для размещения дымовых труб и для открытых проемов (люков). В этих случаях в полах из елового дерева нужно избегать сопряжений на шипах и заменить их очень простой и прочной системой хомутов. Эти хомуты делаются из полосового железа толщиной в 0,008 и шириной около 0,05 м. Для балок вышеуказанного сечения каждая полоса должна иметь длину в 1,10. В нагретом состоянии можно полосы изогнуть по пунктирным линиям а, придав им форму, изображенную перспективно в В и в геометрической проекции – в С. В каждой балке делается зарубка е, в которую входит стремя хомута. Сбоку и сверху забиваются гвозди. Маленькие треугольники g образуют шипы.
* Спаренные еловые доски толщиной в полтора дюйма (0,04 м), обитые с внутренней стороны листовым железом и уложенные с расстоянием между ними в 0,40 м, несущие простой пол толщиной в 0,04 м над пролетом в 8 м, выдерживали огромные нагрузки в виде ссыпанного зерна, причем эти нагрузки были неравномерно распределены.
После того как рейки прибиты снизу, вставляют маленький треугольный кусок е, чтобы закрыть зарубку. Такого рода хомуты легко выполнимы, поскольку они изготовляются из очень тонкого железа и обладают более высокой прочностью чем шипы и гнезда, так как они схватывают брус по всей его высоте и передают нагрузку от него на балку обвязки. Можно также применять эту систему взамен в рубок в лагах у стен, если только лаги эти укладываются под концами балок, что всегда является лучшим решением. Мы видим (рис. 73), что в этих потолках дерево остается открытым снизу; этого достаточно, чтобы устранить его нагрев. Квадратные гипсовые заполнения наката могут быть формованные, а если они из керамики, то глазурованные, что очень эффектно выглядит.
Для предохранения стен от сырости внутри здания лучше всего делать деревянную обшивку. Это дорогое средство, но можно сделать очень простую обшивку, которая обойдется дешево в местностях, где в дереве нет недостатка За неимением обшивки хорошей защитой от сырости служит парусина, натянутая на рамы и покрытая светлой обмазкой со стороны стены при помощи щетинной кисти. Эту парусину можно оклеить юбоями или окрасить.
Если полы деревянные, то необходимо принять все меры предосторожности против гниения балок в стенах. Самое лучшее – это избегать укладки этих балок в фасадных стенах; исключение составляют деревянные фахверковые стенки. Но если все же приходится это делать, хорошо прибивать побоковым граням тонкую полоску из свинца или цинка, охватывающую конец балки наподобие половины коробки, а особенно оставлять зазор между обитым таким образом концом балки и каменной кладкой, причем этот зазор должен сообщаться с пустыми пространствами, оставленными между подшивкой балок и лагами. Несомненно, что балка, проходящая сквозь всю каменную стену и открытая с торца, не так скоро загнивает, как заделанная наглухо; следовательно, дело заключается в аэрации этих частей балок.*
При постройке загородных домов слишком часто небрежно относятся к установке каминов и проводке их дымовых труб. Считается, что это дело – второстепенное, и лишь немногие архитекторы решают этот вопрос, предварительно подвергнув его внимательному изучению. Очень важно хорошо расположить отверстия для вывода каминных труб, чтобы они не препятствовали стоку воды, чтобы кожухи не подвергались напору ветра и чтобы потоки воздуха, отбрасываемые высоким коньком крыши, не гнали дым обратно в помещения; придать трубам достаточное сечение, соответствующее очагам, разместить трубы так, чтобы они не могли служить причиной возникновения пожаров, – все эти условия требуют серьезного внимания.
После всего сказанного можно следующим образом резюмировать программу загородного дома скромных размеров, не претендующего на сходство с замком: устранить проникание почвенной сырости в первый этаж, где обычно расположены жилые комнаты, постараться найти наиболее приятную и здоровую ориентацию; избегать сложных конструкций, особенно для крыш, в которых должны по возможности отсутствовать разжелобки пересечения плоскостей, сложных желобов; найти наиболее простое решение требующее наименьшего ухода, для всех наружных устройств, например для печных труб над крышей. Эта краткая программа послужила основой для помещаемых ниже планов.
На рис. 75 приведен план первого этажа загородного дома, представляющего собой, в сущности, цокольный этаж вышиной в 2,75 м. В Р – низкии портик, ведущий в вестибюль А, в глубине которого проходит парадная лестница. В В – кухня с особым входом в b. В С – подвалы и погреба
Ясно, что загородный дом при таком его решении требует лишь небольшого ремонта, поскольку все части постройки защищены крышами, выполненными очень простым способом; что он представляет собой здоровое жилье поскольку в жилые комнаты не может проникнуть почвенная и атмосферная влага; что обслуживание в нем осуществляется легко, поскольку все комнаты сгруппированы вокруг одной центральной лестницы; что его постройка не требует тех особых устройств, которые вдали от крупных центров связаны с большими расходами и трудностями выполнения. Этот жилой дом построен по несложному плану, но это в конце концов лишь дача, очень удобная для людей, желающих проводить лето за городом. Но встречаются загородные дома еще одного типа, которые редко приходится строить аркитекторам, и все же они заслуживают изучения.
Если система группировки помещений представляет выгоды с точки зрения экономии, то она бесспорно удобна и в отношении обслуживания и ремонта. Система водостоков настолько проста, что в ней не могут произойти те неполадки, которые так часто случаются в загородных домах, подверженных больше, чем городские, воздействию непогоды. Скопление снега в четырех центральных желобах не может доставить неприятностей, так как желоба имеют очень сильный наклон, а в водосточных трубах можно поддерживать достаточно теплую температуру, благодаря которой их верхнее отверстие всегда будет свободно. К тому же течь в этих водосточных трубах, свободно помещающихся в широких каналах, не может причинить никакого вреда.
Чердачные помещения защищены от ветра и, следовательно, в них редко случаются повреждения. Печные трубы почти все расположены по фасадным стенам и завершают щипцы; они прочно установлены и достаточно высоки, чтобы тяга не встречала препятствий. Осмотр крыш чрезвычайно легок н безопасен.
Объем Бесед не позволяет мне описать здесь множество старых строительных приемов, которыми у нас пренебрегают, тогда как их легко было бы теперь применить на практике и даже усовершенствовать. Однако мне кажется, что полезно будет указать на некоторые из них в связи с последним примером, который был здесь приведен.
Так, мы видим, что в этом загородном доме осевые павильоны, которые в первом этаже все сделаны многоугольными, чтобы из них открывались боковые виды и были освобождены углы, во втором этаже переходят в прямоугольные, – форма, более удобная для жилых комнат.
Такое расположение, почему-то редко применяемое в наши дни, прежде было очень употребительным, и проблем, разрешалась чрезвычайно просто. Ширина грани скошенного угла в первом этаже (см. план А) равна 2 м. Стены, идущие под прямым углом, имеют толщину в 0,65 м, скошенная часть имеет толщину в 0,70 м. В срезанном углу оставлен оконный проем шириной в метр. Два кронштейна, состоящие из двух рядов кладки, служат продолжением стен, идущих под прямым углом до того места, где они встречаются над перемычкой проема. На этих кронштейнах два других ряда кладки аb образуют вынос и несут угол этажа С. Остается маленький треугольный горизонтальный софит в е. Вертикальная проекция В достаточно поясняет эту простую конструкцию, обладающую в целом ряде случаев большими преимуществами.
Когда строят загородный дом , то всегда следует по возможности избегать непосредственного соприкосновения дерева с каменной кладкой, а также, как мы уже говорили выше, слишком больших рам оконных переплетов и дверей большей высоты, чем это требуется, ибо воздействие сырости и резких перемен температуры значительно опаснее за городом, чем в городе. Вот почему система расчленения окон неподвижными стойками особенно хороша для загородных домов, так как позволяет, сохраняя большие проемы, разделять рамы на небольшие поверхности. Эта система представляет некоторые затруднения только в том случае, когда надо установить наружные жалюзи.
Но поскольку каменные стены загородных домов должны всегда иметь значительную толщину, нетрудно поместить простенках жалюзи, состоящие из железных складывающихся листов размером в 0,20 м, по крайней мере для нижних створок. Что касается верхних створок окон над поперечной каменной крестовиной, то их нельзя закрывать посредством жалюзи; ибо их тогда нельзя было бы затворять и отворять изнутри иначе, как влезая на лестницу. Следовательно, для этих верхних частей окон со стойками нужно выбрать другое средство. Механизмы, особенно в загородных домах, неудобны в том отношении, что они портятся, легко ржавеют в дождливую погоду и перестают действовать. Поэтому самое главное заключается в том, чтобы найти простую систему, не требующую постоянного ремонта. И вот, самой простой системой защитного устройства для верхних частей окон с импостами или каменными крестовинами являются опять-таки внутренние ставни из нескольких частей, подвешенные на съемных петлях на самых створах застекленных рам. Эти ставни могут быть, если угодно, ажурными или из листового железа. Их легко отворять и затворять снизу при помощи задвижки и шнура или очень тонкого железного прута.
Архитектор должен думать о выполнении в первую очередь местных требований и об удовлетворении условий, вытекающих из необходимых потребностей. Если такой образ действий и не дает немедленно тех гармоничных и совершенных форм, которые и составляют искусство, то он, по крайнеи мере, помогает их найти. К тому же другого пути и нет, и все цивилизации, обладавшие искусством, по необходимости должны были начать с этого. Вот почему традиции и влияния, которые должны были сопровождать их на первых шагах, преобразовались до такой степени, что оставили следы, заметные только археологам. Это всецело относится к греческим цивилизациям, архитектура которых, такая прекрасная и совершенная в своих разнообрааных выражениях, постепенно высвобождается от своих азиатских пеленок, точно выполняя программы.
Это в той же мере относится и к Западу, где в средние века складывалось светское искусство, отправляясь от галло-римских традиций и тех преобразований, которые внесли в эти традиции монашеские ордена с VIII по ХII век. Если мы проанализируем первые опыты мастеров, создавщих наше французское средневековое искусство, то убедимся, что новые формы, которые зарождаются и постепенно отделяются от романских, обязаны своим существованием внимательному наблюдению новых потребностей и их все более и более строгому удовлетворению. Искать новых форм вне этого естественного пути – это значит бросаться наудачу по пути подражания и доходить только до компиляции документов, никогда не создавая форм, поддающихся усовершенствованию; поддающихся усовершенствованию именно потому, что они обусловлены точной оценкой свойств материалов, подлежащих использованию, и способом их использования. Никто не будет в принципе оспаривать того, что различные свойства материалов должны влиять на форму, которую им нужно придавать применяя их в строительстве. Камень, мрамор, дерево, чугун, железо и керамика обладают самыми различными свойствами; обладая самыми различными иногда даже противоположными свойствами, одни из этих материалов требуют таких форм, какие не подходят для других. Если это, как мне кажется, не подлежит сомнению, то очень многие формы, воспроизводимые в наших зданиях независимо от свойств материалов, не могут быть оправданы иначе, как уважением к известным традициям, чуждым точному знанию этих свойств.
Поскольку современная наука очень углубила это знание различных свойств применяемых материалов, мы имеем как будто все основания ожидать, что строители воспользуются этими исследованиями, чтобы придавать применимым ими материалам формы, соответствующие этим свойствам; но этого не произошло или во всяком случае попытки в этом направлении были робкими и в них чувствуется постоянное опасение изменить традиционные формы, завещанные искусством прошлого. Даже гражданские инженеры, особенно расширившие круг этих познаний, менее других, пожалуй, были склонны согласовать те формы, которые они придавали материалу, с его свойствами. Это происходит от того ложного направления, которое всюду дается преподаванию искусств – преподаванию, которое дает лишь образцы, заимствованные у цивилизаций прошлого, никогда не объясняя первопричину, заставившую принять эти формы, и ничего не сообщая о среде, их породившей.
sdelaemsami.ru






Вы должны быть зарегистрированы чтобы писать комментарии.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Здесь оставьте свою мудрость

  • Реклама