Устройство опалубки

≡ Рубрики: Отделка |Комментарии выключены

Опалубка должна быть устойчивой, прочной, жесткой, не изменяться по форме и размерам и выдерживать нагрузку свежеуложенного бетона.
Конструкция опалубки должна быть такой, чтобы ее можно было легко собирать и разбирать, не вызывая повреждения забетонированных изделий и затруднений по установке арматуры, укладке и уплотнению бетонной смеси.
Изготовляют опалубку на предприятиях и в условиях строительства. Для изготовления опалубки в основном применяют древесину. Устанавливать опалубку следует на прочном основании. На мерзлом грунте ее устанавливать нельзя, так как при оттаивании земли опалубка просядет и изменит свою форму. Выбор типа опалубки для возведения бетонных и железобетонных конструкций зависит от следующих данных: характера конструкции, величины пролетов, высоты и длины сооружения, высоты расположения конструкции от уровня грунта и др.
При выборе опалубки следует руководствоваться данными, приведенными в табл.1.
Таблица 1. Типы опалубки для различных конструкций
Конструкции Типы опалубки Сборно-монолитные конструкции Опалубка из щитов, скрепленных со сборными
железобетонными элементами болтами или скрутками Железобетонные конструкции постоянного поперечного сечения большой длины. Проходные тоннели, коллекторы, своды, подпорные стены и др. Катучая опалубка, перемещаемая в горизонтальном направлении по мере надобности без разборки Железобетонные сооружения с монолитными вертикальными стенами толщиной 120 мм и более с высотой более 12 м (силосы, резервуары и др.) Скользящая опалубка, поднимаемая в процессе бетонирования без перерыва Подъемно-переставная опалубка, перемещаемая в
вертикальном направлении Основные виды бетонных и железобетонных конструкций и сооружений Разборно-переставная опалубка из готовых щитов, коробов
В строительстве в основном применяется последний вид опалубки – разборно-переставная. Разборно-переставную опалубку собирают из готовых элементов – щитов, коробов, снимаемых с формуемых изделий после достижения бетоном прочности, допускающей распалубливание. Для опалубки применяют мелкие, крупные и унифицированные инвентарные щиты. Мелкие щиты делают из досок толщиной 19, 25 и 32 мм.
Гвоздевые соединения в мелких щитах должны располагаться так, чтобы они во время бетонирования работали на срез. Гвозди, предназначенные лишь для закрепления опалубки в нужном положении, называют монтажными.
Для восприятия бокового давления от свежеуложенной бетонной смеси применяют внутренние крепления из проволочных стяжек, соединяющих противоположные стены опалубки. Для опалубки одного объекта следует применять доски не более двух толщин, при этом доски по толщине должны иметь существенную разницу (например, 25 и 40 мм). Гвозди также следует применять разной длины, но не более двух размеров (например, 70 и 100 мм, 80 и 125 мм).
Во всех щитах опалубки лицевые стороны должны быть гладко простроганы. Устанавливать опалубку можно двумя способами: арматура ставится в виде жестких сварных каркасов до монтажа короба или опалубка монтируется до установки арматуры.
Для ленточных прямоугольных фундаментов опалубку высотой до 200 мм делают из досок толщиной 40-50 мм.
С внутренней стороны доски фиксируют на нужный размер распорками, а с наружной кольями, забитыми в грунт вплотную к доскам, которыми также воспринимается боковое давление бетонной смеси.
Опалубку ленточных прямоугольных фундаментов, имеющих высоту более 200 мм, делают из щитов.
Положение щитов фиксируют с внутренней стороны распорками из брусков сечением 50х50 мм, а с наружной стороны устройством из прижимных досок, подкосов и кольев. Боковое давление бетонной смеси воспринимается этим устройством.
Для опалубки ленточных прямоугольных ступенчатых фундаментов высотой 500-750 мм применяют щиты с хомутами из досок или металлических уголков. Ширина щитов должна равняться высоте фундамента. Внутренний размер опалубки должен соответствовать ширине фундамента. Этот размер устанавливают по шнурам, натянутым по дну траншеи. Фиксируются щиты фундамента изнутри распорками, а снаружи – хомутами. Снаружи щиты можно закреплять также подкосами, кольями или распорками, упирающимися в стены траншеи.
Монтаж опалубки ленточных фундаментов высотой до 750 мм начинают с установки направляющих досок, которые крепят кольями, забиваемыми в грунт. При установке направляющих досок следят за тем, чтобы кромки досок, обращенные к бетону, совпадали с боковыми поверхностями бетона. После закрепления направляющих досок и выверки правильности их установки на них с одной стороны фундамента ставят щиты. Плоскость щитов должна совпадать с кромкой доски. В вертикальном положении щиты крепят раскосами. Затем ставят щиты с другой стороны фундамента, строго соблюдая внутренние размеры, и фиксируют их в проектном положении распорками, после чего крепят временными распорками или хомутами.
Опалубку прямоугольных и ступенчатых фундаментов под колонны собирают из двух типов щитов – накрывных и закладных. Положение щитов изнутри в проектном положении фиксируется распоркой и проволочной стяжкой. Снаружи щиты фиксируются в нужном положении кольями, забитыми в грунт. Боковое давление бетонной смеси воспринимается щитами и кольями.
Опалубка фундаментов под колонны состоит из короба, собранного из щитов, и устанавливается следующим образом. Над коробом временно нашивают отфугованные рейки. По этим рейкам находят ось колонны. При установке опалубки для прямоугольного фундамента положение короба определяют с помощью весков, опущенных с проволочных осей, при этом шнуры весков должны касаться отфугованных реек.
Положение вышестоящего короба определяют этим же способом.
После установки и выверки короба в проектном положении и закрепления его кольями, забитыми в грунт, временные рейки снимают.
Опалубка прямоугольных колонн собирается из двух пар щитов и представляет собой короб. Щиты для опалубки применяют двух типов – накрывные и закладные. Ширина одной пары щитов равна ширине одной из сторон колонны, а ширина другой пары щитов равна ширине другой стороны колонны с добавлением двойной толщины доски. С наружной стороны щиты скрепляют хомутами, воспринимающими боковое давление бетонной смеси и усилия от вибрации при уплотнении бетона. Хомуты ставят после установки короба.
Щиты собирают на гвоздях. Хомуты делают стальными или деревянными.
Опалубка колонн устанавливается следующим образом. Вначале на фундаменте (подколеннике) размечают оси колонн. В процессе бетонирования в фундаменты закладывают деревянные пробки.
После разметки осей колонн на фундамент кладут рамку основания таким образом, чтобы ее оси совпадали с осями колонны, прочерченными на фундаменте. После этого к фундаменту подносят щиты колонны и приступают к сборке короба, устанавливая его в рамку. После установки короба проверяют точность внутренних размеров, совпадение осей арматуры колонны с осями опалубки, вертикальность установки опалубки. Хомуты на короб ставят после установки и выверки опалубки.
Собранные короба, установленные в рамки в проектном положении, при высоте колонн до 6 м закрепляют расшивинами. Расшивины (подкосы) крепят к деревянным пробкам, заложенным в бетон, или к лагам, уложенным между рамками соседних колонн. При высоте колонн более 6 м короба схватками крепят к лесам, устанавливаемым для сборки опалубки.
Опалубку балок и прогонов обычно устанавливают одновременно и выполняют в виде коробов с днищем из ранее сколоченных щитов. Короб должен плотно прилегать к днищу, иначе через образующиеся щели из бетонной смеси будет вытекать цементное молоко. Так как балки и прогоны расположены на высоте, при сборке опалубки при высоте более 6 м пользуются лесами, а при сборке опалубки на высоте менее 6 м – подмостями.
Установку на высоте менее 6 м ведут следующим образом. Вначале устанавливают днища коробов прогонов в вырезы коробов колонн и крепят их монтажными гвоздями (после выверки горизонтальности). После этого кладут на землю лаги и ставят на них на нужном расстоянии инвентарные стойки, которые подводят под днище прогонов. Вертикальность установки стоек проверяют по отвесу с подбивкой клиньев. Стойки закрепляют монтажными гвоздями через днище в их оголовники. Боковые щиты короба прогонов крепят к боковым сторонам вырезов коробов колонн прижимными досками, прикрепляя их гвоздями к оголовнику стойки.
По окончании этих работ днище опалубки вводят в вырезы коробов колонн и прогонов, подводят под него стойки и ставят боковые щиты. Стыки коробов балок с коробами прогонов заделывают скошенными рейками, прикрепляя их монтажными гвоздями длиной 50-60 мм в количестве 2-3 шт. на каждую рейку.
При длине днищ коробов балок и прогонов более 4 м строительный подъем их образуется путем подбивки клиньев под стойки.
Порядок выполнения стыков коробов опалубки
Опалубка плит перекрытий, опирающихся на балки, собирается из щитов, которые укладываются на доски-кружала, установленные на ребро. Кружала опираются на подкружальные доски. По всему периметру плиты укладывают фризовые доски, которые защищают торцы щитов от проникновения бетона. Помимо этого они облегчают распалубливание.
Фризовые доски крепят гвоздями длиной 50-60 мм по одному гвоздю в каждое кружало.
Для облегчения монтажа применяют уголок Латышева, заменяющий прижимные и подкружальные доски. В зависимости от высоты балок уголок Латышева делают низким или высоким. Его ставят на оголовники стоек вплотную к боковым щитам короба балки, на которые опирается плита. Крепят уголки Латышева распорками.
В том случае, когда опалубку нужно опереть на стены, подкружальные доски закрепляют на опалубке стен.
Высота кружал, поддерживающих опалубку плиты между балками или стенами, обязательно должна быть одинаковой. При установке кружал на место нельзя подрубать или подтесывать концы. Места установки кружал нужно заблаговременно разметить на подкружальных досках. Щиты опалубки плиты кладут на кружала между фризовыми досками без крепления их гвоздями.
Опалубка стен состоит из двух строго параллельных панелей, собранных из щитов. Расстояние между панелями должно равняться проектной толщине стены. При сборке опалубки толщину стены фиксируют временными распорками. Сначала планируют основание, на котором будет собираться опалубка, после чего устанавливают направляющие доски. В проектном положении направляющая доска крепится колышками, забиваемыми в грунт. Если направляющие доски кладут на бетонное основание, то их крепят гвоздями, забиваемыми в пробки, заранее уложенные в бетон. Кромки направляющих досок, обращенные к бетону, должны быть простроганы.
Для стен толщиной до 500 мм опалубка состоит из щитов, поддерживаемых ребрами, а при стенах толщиной более 500 мм панели поддерживаются дополнительно схватками. Боковое давление бетонной смеси воспринимается проволочной скруткой или стяжным болтом. Стяжные болты для облегчения их вынимания до установки смазывают минеральным маслом. По мере заполнения бетонной смесью пространства между панелями временные распорки убирают. После бетонирования стен через 2 ч стяжные болты слегка поворачивают, с тем чтобы их легко было вынуть.
Зачастую вместо распорок используют полые бетонные бруски, через которые пропускают стяжные болты.
По окончании бетонирования и схватывания бетона производится распалубка, одновременно вытаскивают стяжные болты, а отверстия в бетонных брусках заделывают раствором. Высокие стены бетонируют путем постепенного наращивания щитов опалубки, при этом ребра делают составными, что облегчает постепенную установку щитов по высоте.
При установке опалубки стен надо проверить отвесом вертикальность установленных щитов, а шаблоном – расстояние между щитами. По мере бетонирования периодически проверяют вертикальность опалубки и в случае надобности ее крепят подкосами или дополнительными расшивинами. Ни в коем случае нельзя в процессе бетонирования допускать выпучивания стен, так как в месте выпучивания стена будет иметь утолщение.
Уплотнение бетонной смеси нужно производить аккуратно с тем чтобы опалубка не деформировалась и не изменялся внутренний размер между щитами.
Панель собирают из щитов с помощью клиньев и схваток. Схватки делают из досок сечением 40х180 мм.
Катучая опалубка применяется для бетонирования тоннелей, отстойников и других аналогичных сооружений. Для проходных тоннелей применяется опалубка, состоящая из системы внутренних и наружных кружал, обшитых строгаными досками (палубой).
Катучая опалубка передвигается по лагам, прикрепленным к пробкам, которые уложены в бетон днища. В качестве направляющих служат полозья из досок. Доски соединяют нижние торцы кружал. Для выверки опалубки и ее опускания перед передвижением служат клинья. В верхней части кружала соединяются досками, между которыми ставят расклинивающую доску. Для создания точного размера между наружной и внутренней опалубками ставят временные распорки. В нижней части наружная и внутренняя опалубки крепятся между собой болтами. До установки опалубки в траншею днище должно быть забетонировано. После установки на место до закрепления проверяют соответствие осей опалубки и строящегося канала, а также вертикальные отметки. Проверив и закрепив опалубку, приступают к бетонированию.
Катучей опалубкой бетонируют каналы больших размеров.






Вы должны быть зарегистрированы чтобы писать комментарии.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Здесь оставьте свою мудрость

  • Реклама